я-идея

Иллюзию двойственности поддерживает наличие в процессе чувственного восприятия двух полюсов — субъекта и объекта, — которые представлены с одной стороны шестью чувствами, а с другой — шестью объектами чувств. Это означает, например, что способность видеть неотрывна от того, что воспринимается как видимый образ, а восприятие видимого образа возникает вместе со способностью видеть. Этот анализ можно применить и к остальным чувствам: взаимозависимо возникают слух и звук и так далее, вплоть до последней из шести пар — взаимозависимого возникновения ума и бытия, взаимозависимого возникновения ума и того, что человек переживает как реальность. Благодаря пониманию такого взаимозависимого возникновения каждого из чувств и соответствующего ему объекта можно понять, каким образом иллюзия двойственности поддерживает сама себя, когда применительно к каждому из чувств субъект непременно предполагает объект, а объект непременно предполагает субъект, и в конечном счете все чувства, включая ум, все вместе создают иллюзию внешнего мира, отдельного от воспринимающего субъекта. Но лучший способ это понять — понаблюдать за самим собой и, проследив за своим умом на практике, увидеть, как подобно волнам возникают мысли и как действуют чувства по отношению к чувству собственного “я”.


Я уже эту цитату приводил....Но, повторенье — мать ученья...

"я-идея", раскрашивающая окружающий мир на я и не я, имеет несколько уровней. Самый глубокий, базовый, фундаментальный — это уровень ощущений и реакций на них. Исток я-идеи возникает в раннем детстве и является плодом самой первой двойственной пары — результатом отождествления ума и тела. Это корень "я". Еще не осознаваемый, но уже действенный. На этом уровне "я" питается ощущениями тела, которые распадаются на приятные и неприятные. Этот уровень функционирования я-идеи еще можно назвать "животным". Он самый сильный и грубый. Человек этого уровня, живущий инстинктами и привычками, ничем не отличается от других животных, населяющих наш мир. На его флаге написано: еда, безопасность, размножение и доминирование. А еще: гнев, удовольствие, раздражение, страх, вожделение...

Вместе с корнем быстро растут ствол и ветви — переживания и чувства, а также листья и плоды — формирование я-идеи в уме и все новые отождествления ума с объектами, проводящего границы уже не по контурам тела, а по надуманным логическим линиям, делящим все вокруг на мое и не мое: мои способности, моя жена, моя карьера, моя машина, мои дети, моя страна, мой мир... А потом я-идея прорастает в подсознание новыми привычками и инстинктами, сплетающимися со старыми и дающими все новые побеги, листья и плоды...

И вот уже огромное дерево с развесистой кроной и обильными плодами нежится под солнцем... И стоит оно до тех пор, пока под гнетом времени или тяжелых болезней или неблагоприятного события не засохнет и не упадет, возвращаясь в землю, из которой возникло.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стать вечностью...

Знание и духовное развитие

Духовное развитие и нравственность