Пустота в буддизме

 Буддийская пустотность... Или отсутствие самобытия, собственной природы у форм и явлений нашего мира. Это не отсутствие форм и явлений как таковых, но отсутствие их самосуществования или независимого существования. Самих по себе. Вне зависимости от других форм и явлений. Наш мир относителен. Все зависит от всего. Нет ничего отдельного. Никаких частей. Лишь целое. Это целое кажется разбитым на самодостаточные части. Но это обман, иллюзия. В этом смысле мир иллюзорен. Он не "несуществующий". Нет, он существующий, но взаимоувязанный. Относительный, а не абсолютный. 

Человек зависит от других людей и природы. И наоборот. Муж от жены, а жена от мужа. Ребенок от родителей, а родители от ребенка, начальник от подчиненных, а подчиненные от начальника. Многие явления прямо подтверждают эту мысль: например, законы сохранения, перехода... Ничто никуда не исчезает, а просто переходит в другие формы и явления. 

И в этом смысле ошибкой будет сказать, что меня нет. И добавить, страдая, что страдать некому. "Я есть". Но только не маленький ограниченный и обособленный "я", а "Я", как целое, не имеющее границ. Нет независимого страдающего. Страдающий и страдание связаны. Но когда-то этой связи еще не было, а потом ее уже не будет. Вещи меняются в зависимости друг от друга. И это не остановить. Проблемой является не страдание, которое есть не страдание, а привязанность к тем мыслям и процессам, которые его и вызывают. Привязанности. Они и заставляют нас страдать. Не сами представления, но привязанности к ним. Потому что именно они рождают разделение мира на то и это, на свое и чужое, на я и не я. Убери привязанности и все окажется на своих местах... 

Просто сказать, но трудно сделать. Потому что менять надо все, всего себя. Не только ум, но и тело. Ведь корни привязанностей именно в нем. Люди реагируют на события даже не размышляя. Наступили на ногу - и уже глаза на выкате. А если еще и обматерят - волна ненависти подхватывает и уносит с собой. В ад. 

Успокоение ума - это только начало. Этого совершенно недостаточно для трансформации. Безразличие и потухший взор - не то, что надо искать. Практики, направленные на работу с умом, безусловно важны. Но надо идти дальше. 

Нужна глубокая трансформация. Всего себя. Чтобы и тело стало светоносным и растворились в свете. Как и говорят в Тибете. А если жизни для достижения такого результата не хватит - что ж... Значит не хватит. Вспомните тела святых. Они и после смерти служат людям. Потому что пусть не до конца, но все же наполнились светом. И не распались, не сгнили, а все еще светят другим. 

Вот как может выглядеть любовь к ближнему. Удивительно. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стать вечностью...

Знание и духовное развитие

Духовное развитие и нравственность