Познание... Что это?

Попробуем разобраться в терминах и определениях процесса познания.

Начать можно, например, с соответствующих статей Википедии, кратко проливающих свет на это сложное явление. Статьи полезные, но содержат не столь однозначные сведения. Итак, первая цитата:

"Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, привлекающим большое внимание исследователей."

Давайте начнем с первого, самого очевидного — ощущений.

"Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил 5 чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус[4]. В XIX веке увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации."

Если кому интересно, могут почитать о разных вариантах классификации, в том числе расширенной. Но я остановлюсь на классической, в коей этих ощущений пять штук. Это понятно всем, и на западе и на востоке :)

Идем дальше...

Википедия предлагает в качестве следующего этапа — восприятие.

"Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Чувственное познание окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным...

Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж. Мур, Б. Рассел и др.)[2]. Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии[3]. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувств была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти. В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии, которые полагают, что восприятие — это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными[2].

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений[4], при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств[3]."

"Чувственное познание". То есть, начало процесса превращения чувственных данных — цвета, света, звука, вкуса и др. — в картину мира. Чтобы это стало возможным, данные должны возникнуть... в уме. Ум, в котором эти данные отражаются или воспринимаются, является по своей сути и в данном случае шестым чувством, на что часто и указывают многие восточные традиции духовного развития.

"Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти."

Если объект восприятия не встречался раньше, то его невозможно ни идентифицировать, ни опознать. Оставляя "обнаружение" на уровне ощущений и заменяя "различение" на "отражение в уме" прихожу к определению: восприятие есть отражение в уме тех или иных ощущений. Восприятие является первичной, "грубой" картиной мира, которая непрерывно разворачивается в уме. "Перцептивный образ" — это и есть "отражение в уме" :)

Здесь принципиально важным является "непрерывность" восприятия. Она отражает фундаментальное свойство нашего мира — его постоянную изменчивость. Мир меняется непрерывно. В одну реку невозможно войти дважды. Здесь и сейчас. Чистое восприятие, зеркало...

Память...

"Па́мять — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков...

Физиологические исследования памяти обнаруживают 3 основных этапа её формирования, которым соответствуют 3 вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.

Кратковременная память характеризуется временем устойчивого хранения информации до 20 секунд и при неповторении, предшествующая информация разрушается при превышении 30 секунд под воздействием вновь поступившей информации.[9][10] Долговременная память, время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память. Переход от кратковременной памяти к долговременной, называемый консолидацией, постепенен и связан с активацией ряда биохимических процессов[7]. Опыты с иссечением участков коры больших полушарий головного мозга и электрофизиологические исследования показывают, что «запись» каждого события распределена по более или менее обширным зонам мозга. Материальным носителем информации о разных событиях является не возбуждение разных нейронов, а различные комплексы совозбуждённых нейронов (нейронных сетей). Новые реакции вырабатываются и запоминаются нервной системой в основном либо на основе создания новых синаптических связей между имеющимися нейронами, либо на основе изменения эффективности уже имеющихся синаптических связей[7]. Под запоминанием (долговременным) подразумевается изменение способности одних нейронов возбуждаться при возбуждении других нейронов[11]. Долговременные изменения эффективности синапсов могут быть обусловлены изменениями в биосинтезе белков, от которых зависит чувствительность синаптической мембраны к медиатору (долговременная потенциация). Установлено, что биосинтез белков активируется при возбуждении нейронов на разных уровнях организации ЦНС, а блокада синтеза нуклеиновых кислот или белков затрудняет или исключает формирование долговременной памяти. Очевидно, что одна из функций активации синтеза при возбуждении — структурная фиксация нейронных сетей, что и лежит в основе долговременной памяти[7]. Установление ассоциаций между нейронами (то есть путей распространения возбуждения) может происходить как за счёт увеличения проводимости имеющихся синапсов, так и в результате возникновения дополнительных синапсов."

Для эзотерика важно понимать, как мне кажется, относительно памяти три вещи:

1. Память на уровне тела реализуется в головном мозге,
2. "Привязанности", как элементы долговременной памяти, локализуются именно в ней, а, значит, тоже в голове,
3. Память непосредственно связана с ощущениями и мышлением.

"Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира...

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии...

Мышление является функцией головного мозга[11]. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль — следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью[6]. Для её осуществления требуется работа нескольких областей мозга.

Первая из них — подкорковая область[4]. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая — полушария головного мозга без лобных долей и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции[4]. Все вместе это — первая сигнальная система.

Принцип третьей: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций[4]. Это — вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный[4]. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий."

"Как печень вырабатывает желчь, так и мозги вырабатывают мысли" :)

Мышление — способность ума создавать на информационном, концептуальном уровне картину мира и управлять ей. Этот процесс, что принципиально важно, происходит в голове, там же, где находятся носители памяти. Мышление представляет собой на материальном физиологическом уровне процесс формирования и изменения нейронных связей.

Последней, или первой (как кому больше нравится) познавательной способностью человека является сознание — еще одно удивительное свойство ума. "Материя" очень тонкая и плохо изведанная. Не буду грузить цитатами о ней из Википедии, а выскажу свое понимание, которое никого ни к чему не обязывает :)

Если ощущения отражают на грубом уровне непосредственно определенные качества объектов мира, мышление описывает их на тонком уровне по отдельности и в совокупности в прошлом, настоящем и будущем, в том числе создавая и исследуя новые формы, даже недоступные чувственному опыту, то сознание оперирует тем, что есть на очень тонком уровне — уровне знания. То есть, идеи вещи или явления, его сути. Без утомительных ощупываний и разглядываний, описаний и умозаключений, оно проникает в суть. Раз — и готово. Оно в чем-то похоже на ощущения, но глубже. Не на поверхности, а в сердцевине. Оно безусильно и присутствует всегда и во всем. Это то, что лучше всего спрятано, будучи положено на самое видное место. В этой простоте и заключена его сложность. И хотя "сознание" очевидно, но легко скрывается за завесой других вещей. В отличие от ощущений, памяти и мышления его локализацию в теле мне не удалось обнаружить. Условно я бы сказал, что это "дверь" во всеобщее :)

И в заключение, пару слов о "локализациях" и почему это, как мне видится, важно.

У человека есть "дурная привычка" все обдумывать и планировать, создавая из этих мыслей цели и планы, привязываясь к ним и пытаясь манипулировать своей жизнью и временем так, чтобы их реализовать. Не достигая желаемое, человек огорчается, достигая — радуется... И строит новые планы, исходя из прошлого опыта и своих предпочтений. И так продолжается всю жизнь, пока костлявая рука смерти не остановит эту суету. Так можно жить, если нравится, взлетая вверх и падая вниз на качелях переживаний.

Но есть и другой вариант проживания своей жизни: стать частью потока бытия, несущего наш мир и нас вместе с ним сквозь время и пространство. В этом варианте нет качелей, а лишь мир, радость, сострадание...

Первый вариант раскрывается в голове, второй — в сердце. Для перехода из первого во второй надо отпустить то, что постоянно свербит в мозгах и не дает покоя ногам :)

Познание — это ощущения, восприятие, память, мышление, сознание. Все вместе и сразу:)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стать вечностью...

Знание и духовное развитие

Духовное развитие и нравственность